Захлебнется ли Украина собственным зерном?

Урожай большой, а хранить его негде! Быстро вывезти тоже не удаётся, потому что на элеваторе места уже нет, а железная дорога быстренько перевезти ваше зерно не может – локомотивов нет. Знакомая ситуация? Для украинских аграриев – да, знакома, особенно в последние годы. Потому что урожайность растет ежегодно, экспорт также стремительно растет, а вот транспортная система страны, система хранения урожая, портовые мощности – все это отстает от сегодняшних потребностей. Но выход из сложной ситуации есть, и мы, кажется, его видим.

Почему так случилось?

За последние 10 лет Украина совершила прорыв в аграрном секторе. По данным Министерства экономики, в 2010 году урожай зерновых в Украине составил 39,2 млн тонн. А всего за десять лет, в 2020 году, наши аграрии намолотили уже 65,4 млн тонн. Потребить такое количество зерна внутри страны было невозможно, аграрии стали активно продавать его за границу. За последнее десятилетие экспорт зерновых и зернобобовых вырос в четыре с половиной раза – с 12,3 млн тонн до 56,7 млн тонн (а если считать еще и муку, в прошлом году вообще было экспортировано 57,2 млн т). По любым меркам это настоящий прорыв. Но специалисты говорят, что возможен и дальнейший рост урожайности – до уровня стран Западной Европы и США – и тогда можно будет добиться урожая и на 100 миллионов тонн! Конечно, из этих ста миллионов где-то 70 придется вывезти, но наша транспортная система едва справилась с предыдущими 40-50 миллионами.

В последние годы своеобразным выходом из кризиса являлось использование железнодорожных вагонов в качестве временных зернохранилищ. То есть, у нас были «склады на колесах». Но долго так продолжаться не будет, особенно если урожайность снова вырастет. А она непременно вырастет, потому что фермеры над этим старательно работают. И расти тоже есть куда – в Украине урожайность хоть и выросла, но она все еще вдвое меньше урожайности в США. В Европе эти показатели несколько меньше, чем за океаном, но даже западноевропейские урожаи поставят нашу транспортную систему «на колени».

Что там с транспортом?

Где тормозится экспортный поток? До недавнего времени таким «узким бутылочным горлышком» были порты Украины. Однако их владельцы провели реконструкцию и недавно порты значительно ускорили свою работу. Правда, в портах так и не появились дополнительные элеваторы и склады для хранения зерна, но они стали оперативнее обрабатывать и перегружать грузы.

Поэтому логисты и транспортники именно в этот момент заставляют оптимистов «спуститься на землю», потому что говорят: «Вырастить можно, а вот сохранить и перевезти выращенное в порты – пока нет». И просят денег на элеваторы, зерновые склады, портовые сооружения и новые железнодорожные локомотивы…

Директор по развитию бизнеса АО «Укрзалізниця» Андрей Рязанцев еще год назад заявил, что для увеличения элеваторных мощностей на 40-65 млн тонн нужно инвестировать от 8 до 16 млрд долларов, которые бизнес не вытянет самостоятельно. «Ежегодно в Украине вводят в эксплуатацию только 1,5 млн. тонн новых элеваторных мощностей, то есть закрыть имеющийся дефицит такими темпами можно будет за 40-50 лет. А если урожайность в Украине вырастет до среднеевропейского показателя, то аграрии будут просто захлебываться, потому что не смогут адекватно продать свою продукцию. Поэтому нужно подключать государство», – заявил Андрей Рязанцев.

Однако вкладываться в развитие элеваторов государство не спешит. А крупнейшие агрохолдинги Украины в 2021 году снизили инвестиции в строительство элеваторов, хотя и не прекратили их вовсе (об этом сообщают немало публикаций в специализированных агро-изданиях). Что это значит? Либо агрохолдинги что-то знают о тенденциях развития мирового рынка продовольствия, или собираются по-прежнему быстро-быстро вывозить зерно за границу. И здесь появляется новый вопрос: как аграрии Украины собираются транспортировать новые урожаи? Реками?

Речной флот в стране устаревший, а наши реки заилились и обмелели. Из-за этого за последние 30 лет объем перевозок речным транспортом в Украине уменьшился в 10 раз – с 60 миллионов тонн в 1990 году до менее 6 млн. тонн в прошлом году. Из этого следует простой вывод: речной транспорт проблемы не решит, потому что сам их накопил больше, чем нужно.

Свет в конце тоннеля

Резервы нужно искать в другом месте. К примеру, в автомобильных перевозках. Бурное строительство и реконструкция дорог в Украине за последние 7-8 лет дает надежду на улучшение проблемы.

У нас, на «Завод Двигатель», мы уже несколько лет замечаем значительное увеличение запросов от потребителей по таким позициям, как «нужна поршневая группа камаз», «поршневая камаз 740», «водяной насос маз» и других, схожих с ними. То есть, рынок сам наводит порядок в тех участках, где нужно экономике. И, похоже, именно автомобильным транспортом в ближайшие годы и будет решаться проблема перевозок агропродукции на экспорт.

Конечно, такое положение вещей временное, и строить элеваторы, речные порты всё-таки придется. Но поддержка роста экспорта состоится в ближайшие годы именно благодаря автотранспорту. И коллектив «Завод Двигатель» прилагает все усилия, чтобы помочь Украине в этом вопросе.

Ваш товар успешно добавлен в корзину
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Icon Form